«Первый раз в первый класс»

1 сентября ещё далеко... Однако родители будущих первоклассников уже волнуются. Подготовка ребёнка к школе — безусловно, торжествен­ный процесс. Малышу покупают портфель, лучшие ручки, карандаши, новую — школьную — одежду и обувь...
Однако современные папа и мама понимают, что наличие превосход­ной экипировки не определяет готовность их любимого чада к обучению в школе.

Многие дошкольники умеют читать и писать, смотрят взрослые теле­визионные передачи, участвуют в серьёзных разговорах, проявляют не соответствующую возрасту информированность, т.е. производят впе­чатление очень умных детей, если не сказать, маленьких взрослых. Многие из них к своему шестилетнему возрасту прошли обучение в вос­кресных школах, посещали кружки, овладевали иностранным языком, риторикой.
К сожалению, опыт обучения первоклассников показывает, что пере­дача детям большого объёма информации не является залогом успеш­ного обучения в школе, не делает их способными делать самостоятель­ные выводы.
Что же определяет готовность ребёнка к школе.

Интеллектуальная готовность — это не информированность и набор знаний, умение читать и пи­сать. Это способность концентрировать внимание, спо­собность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление). Это умение дифференци­ровано воспринимать предметы (например, умение вы­делить фигуру из фона), воспроизводить образец, раз­витая речь, а также развитие тонких движений руки и их координации.
Шестилетние дети хотят учиться. Однако это не значит, что им всё равно, как мы их будем учить. Посещение многочисленных кружков, утомительные для ребёнка занятия с родителями чтением и письмом (при том, что в детском саду ребёнок проходит специаль­ную программу) могут иметь обратный эффект, когда маленький человечек ежедневно совершая большой (а часто и непосильный) труд по претворению в жизнь замыслов родителей, неосознанно делает вывод, что в школе трудно и неинтересно, что в школе не отвечают на его вопросы, а заставляют выполнять задания, что там не играют, а тихо сидят за партами и выполняют инструкции взрослых. В такой ситуации детская спон­танность и любознательность гаснет и ей на смену может прийти интеллектуальная пассивность, которая может определить неуспешность обучения в школе ин­теллектуально подготовленного ребёнка.
• Что необходимо делать, чтобы ребёнок был интеллектуально готов к школе?
Заставлять готовиться и незаметно его готовить — разные вещи. В первом случае, если проводить обяза­тельные ежедневные «уроки», объясняя ребёнку, что в школе ему будет ещё труднее, можно не только напрочь отбить у него интерес к учёбе, но и составить страшную «картинку» школы. Взрослое отношение «надо» для детей не подходит. Ребёнок должен захотеть пойти в школу. И если он захочет — это будет победой родительской педагогики. Оставшееся время до школы по­святите активному целенаправленному общению с вашим ребёнком. Общение с родителями — большая ценность для ребёнка. А если общение вы будете организовывать непринуждённо, в игровой форме, тем бо­лее эффективным оно будет.
В этом возрасте дети много спрашивают. К сожа­лению, родители часто отмахиваются от надоевших вопросов — это и является основой интеллектуальной пассивности. Также к этому ведёт и «пичкание» ребён­ка готовыми знаниями даже тогда, когда он сам может обнаружить новые свойства предметов, заметить их сходство и различие. Пусть он научится ориентироваться в окружающей среде и осмысливать полу­ченные сведения. Например, в июньский день вы со­бираетесь в лес. Попросите малыша понаблюдать, что изменилось в лесу с весны. И обязательно выслушай­те рассказ, потом похвалите. Так будут накапливаться опыт наблюдения и анализа, расширяться его знания об окружающем мире, совершенствоваться речь.
«О чём ты разговариваешь с мамой на прогулке?» — спросили мы как-то одного малыша. Он ответил: «Ни о чём. Она только замечания делает — не ходи, не тро­гай, не лезь, не бегай». О какой пользе от прогулки здесь может идти речь? В лучшем случае на 1/3 от возмож­ной: свежий воздух да движение (и то всё время пресекаемое мамой). Если вы обнаружили, что речь вашего ребёнка недостаточно хорошо развита, словарный запас беден, он неправильно строит предложения и пло­хо различает звуки, нужно немедленно увеличить раз­говорную часть вашего общения. Чаще задавайте ребёнку разнообразные вопросы и отвечайте на все его «Почему?» и «Зачем?. Дети любят рифмовать, придумывать новые слова и играть «в слова». Новые слова, выражения, речевые обороты, которые дети уз­нают из книг или телевизора, взрослым надо обязательно пояснять.
Помогите своему ребёнку закрепить знания о пространственном расположении предметов, закрепи­те знание слов справа, слева, сверху, над, под, за, перед. Играя, проверьте эти знания (например, положите игрушку под подушку, перед лампой и попросите сказать, где она находится). Если малыш что-то путает, спокойно объясните. Повторяйте подобные игры.
Кроме того, ребёнок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший). Для тренировок вовсе не обязательны спе­циальные занятия; их можно вести по ходу обыденной жизни. Так, малыши обычно любят помогать маме на кухне, накрывая на стол, расставляя посуду. Кстати, спросите: что такое посуда, какие предметы являются посудой? Можно потренироваться в определении мес­тоположения какого-либо предмета (тарелка в сере­дине, вилка слева, нож справа, салфетка сбоку, хлебница впереди, солонка за хлебницей и т.п.), посчитать количество предметов, определить их форму (тарелка круглая, салфетка прямоугольная, а когда мы сложили её, получился треугольник и т.д.). При этом обязатель­но следите за правильным употреблением и произно­шением слов. Обсудите, почему так называется: са­харница, мыльница, вешалка... В следующий раз пого­ворите об овощах, фруктах: попросите принести 3 свёк­лы, 2 моркови и 2 луковицы, попробуйте их посчитать, а потом разберитесь, какого они цвета.
Вы хотите приготовить кашу и набрали нужную вам меру крупы — прекрасный повод объяснить ребёнку, меняется ли количество крупы, если возьмёшь две большие чашки или четыре маленькие. Такие занятия можно проводить где угодно и с чем угодно, было бы желание. Лучше, если при этом вы будете объяснять только самое существенное, а малыша — спрашивать. Дети очень любят, когда их спрашивают, как взрослых: «Как ты думаешь...», «Почему это...», «Интересно, что это?..» Или вы идёте вместе в магазин за молоком. Прекрасный повод рассказать о том, что такое молоч­ные продукты: кефир, творог, сметана. Сегодня у вас поездка за город (на дачу, на огород) — нет лучше спо­соба рассказать об овощах и фруктах, посмотреть, как они растут, попросить ребёнка найти, чем похожи и чем различаются морковь, репа и свёкла, салат и щавель...
Общаясь таким образом с ребёнком, взрослые содействуют развитию его логического мышления. Закрепить новые знания малышу привычнее всего че­рез рисование, лепку, конструирование, аппликацию и т.д. Так ребёнок переживает радость творчества, са­мовыражается, у него развивается воображение, мел­кая моторика рук, он постигает пространственные вза­имоотношения между предметами, т.е. всё то, что не­обходимо для успешного обучения в школе.
Некоторые родители считают: подвижный ребё­нок, хорошо бегающий, прыгающий, не будет испыты­вать затруднений при обучении письму. Но все-то про­блемы в том, что тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются независимо от общей мышечной координации! И очень ловкий ребёнок может испыты­вать затруднения при письме, именно потому что это совершенно другой навык. Точно координировать движения пальцев, кисти, всей руки помогают ри­сование, штриховка, раскрашивание (но небольших поверхностей!), нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (начинать сле­дует с самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы). В повседнев­ной жизни эти навыки хорошо развиваются при застё­гиваний и расстёгивании пуговиц, молний, завязыва­нии и развязывании шнурков. И не удивляйтесь, если при приёме в школу у вашего ребёнка спросят, умеет ли он завязывать шнурки...
Внимание! При выполнении любых графических за­даний (раскрашивании, штриховке, копировании) сле­дите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть силь­но напряжена, пальцы следует чуть расслабить. До тех пор пока наш «ученик» не научился правильно держать ручку, правильно сидеть, не давайте сложных заданий. Задания могут быть очень простыми, можно выполнять их на листах, разлинованных в клетку: обведи клетку, проведи пунктирную линию (объясните, что такое пун­ктир), продолжай по образцу и т.п.
Кроме интеллектуальной готовности, ребёнок дол­жен быть ещё эмоционально готов идти в школу.
Эмоциональная готовность — это прежде всего ! умение регулировать своё поведение, достаточно длительное время выполнять не очень привлекатель­ное задание, т.е. развитая произвольность поведения. К шести годам ребёнок чаще всего не умеет контроли­ровать свои поступки, выполнять правила работы, не может усидеть на месте, соблюдать тишину. Кроме того, у него, «не наигравшегося», не сформирована учебная мотивации. Этот возраст считается важным для совершенствования органов чувств. Ребёнок смот­рит, но не наблюдает. Он ещё не умеет управлять мак­ро- и микродвижениями глаз, владение которыми де­лает чтение неутомительным. Ребёнок не умеет ещё слушать себя и других.
• Что необходимо делать, чтобы ребёнок был эмо­ционально готов к школе?
В первую очередь необходимо учитывать особен­ности данного возраста. Ребёнок 6 лет не может рабо­тать долго. 10-15 минут — вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Потому все занятия дол­жны быть рассчитаны именно на такой промежуток времени. Старайтесь избегать укоряющего тона, гру­бых окриков и таких руководящих указаний, как «Сколь­ко раз повторять тебе одно и то же», «Опять ты дела­ешь не то... не так...». Не забудьте похвалить ребёнка за правильно выполненную работу, даже если сделано не всё и не совсем так: «Сегодня уже лучше, но вот ты забыл...».
Если ваш ребёнок соматически ослаблен, часто болеет, у него быстрая истощаемость или возбуди­мость нервной системы, результаты его деятельности будут неустойчивы — сегодня стихотворение расска-
зывает, а завтра вспомнить не может. В этом случае нуж­на не тренировка, а комплекс мер по поддержанию здоровья ребенка. Однообразное повторение учебно­го материала могут привести к быстрой утомляемости (ребёнок начинает крутиться, ложиться на стол, каприз­ничать и т.п.), поэтому целесообразно повторение ма­териала варьировать в разных действиях, предвидеть возможность перевода получения знаний ребёнком в его игровую деятельность. Кстати, психологические иссле­дования показывают, что механическое запоминание материала память практически не улучшает.
Социальная готовность — это прежде всего желание ребёнка идти в школу и сложившееся у него представление о школе как о привлекательном месте.
• Что необходимо делать, чтобы ребёнок был соци­ально готов к школе?
Социальная готовность ребёнка начинается дома. Необходимо научить его взаимоотношениям со свер­стниками и создать такую обстановку, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу. Для этого чтобы желание возникло и представление сложилось, необходимо соблюдать первое и главное условие — родители в разговорах с ребёнком о школе, в разговорах о школе между собой при ре­бёнке не должны отзываться о ней негативно. Сей­час часто можно услышать критику образования, шко­лы, учителей. Наши дети не должны слышать такие раз­говоры из уст самых главных людей своей жизни — ро­дителей, давайте предоставим критическим заме­чаниям другое время и место... Уважаемые взрослые, представьте себе: вам необходимо идти на новую ра­боту, а отзывы значимых для вас людей о вашей буду­щей работе только отрицательные. Так с каким настро­ением и желанием работать вы пойдёте на новое мес­то службы?
Ребёнок должен уметь входить в контакт с од­ноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди не­знакомых им людей. Умение ребёнка общаться со свер­стниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благо­приятных условий для дальнейшего обучения в школе. Ребёнок должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Дети, не умеющие входить в контакт со сверстниками и учителем, часто учатся неровно, успехи появляются только на тех за­нятиях, которые им интересны, а остальные задания они выполняют небрежно, наспех. Ещё хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться.
Любой ребёнок, пришедший в школу, будет успешно в ней учиться?
Очевидно, что это не так. Дело в том, что путь раз­вития каждого ребёнка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, поздно овладевает навыками бега, прыж­ка, лазания, но зато начинает говорить целыми фраза­ми да ещё и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта — знаниями, умениями, навыками, привычками. Впос­ледствии каждый из них научится читать и считать. Но к моменту поступления в школу важнее иметь не конк­ретные сформированные навыки, а некоторый необ­ходимый уровень развития, без которого ребёнок во­обще не может успешно учиться в школе. Это тот фун­дамент, на котором строятся знания и умения. Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных компонентов, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счёту, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик.

Вверх »